воскресенье, 8 апреля 2012 г.

История о том, как был создан киношедевр, но забыто авторское право


Сегодня много споров ведется об авторских правах на контент, пбликуемый в интернете, Запад шокирован пиратскими замашками наших  интернет - сайтов, которые без всяких авторских прав тиражируют фильмы и прочее. Но все это цветочки по сравнению с тем беспределом, который процветал  Советском Союзе, где вообще игнорировалось авторское право на произведение.  Недавно Алиса наткнулась  в Нете на историю очень даже интересную. Эта история  о том, как были проигнорированы авторские права одного человека, произведение которого использовали  как основу фильма. В результате  был создан шедевр,  и в кинематографе появился бренд, за  который в любой  цивилизованной западной  стране человек  получил бы несметное богатство и жил бы безбедно до  самой смерти,  В нашем случае,  все случилось иначе: имя человека так и не было при его жизни  указано в титрах новой комедии. То есть все сделали вид, что сценарий пришел из воздуха, об авторском праве на произведение все забыли.
А теперь все по порядку.
Что  русскому человеку скажет имя Степан Олейник? Ничего.
А что русскому человеку скажет сочетание: Вицин, Никулин, Моргунов?
Да это же наше все! – ответит русский человек!  Где  же связь? А связь в том,  эта идея этой троицы появилась впервые  в  фельетоне  Степана Олейника «Пес Барбос и необыкновенный кросс». Фельетон понравился Гайдаю, он подобрал актеров и создал культовый  гениальный фильм, взяв  в качестве сценария   фельетон  Олейника. Но вся загвоздка в том,  что ни в титрах, ни в документах фамилии автора не появилось. И лишь  спустя многие годы кто-то   восстановил справедливость: фамилия появилась в титрах. Ни о каких гонорарах и наградах речь не шла никогда. Сатирик Степан Олейник  ушел из жизни,  так и не дождавшись никаких  регалий.
Видимо, он ничего и не ждал, ждать, собственно говоря,  было не откуда, никто авторских прав тогда не принимал во внимание. А Олейник был человек скромный, как все талантливые люди. Он даже не мыслил себя в роли правдоискателя и не отстаивал авторское право на произведение., Своим близким говорил просто:  делайте выводы. Надо сказать, что бренд популярной троицы безжалостно эксплуатировался советской промышленностью: выпускались маски , всевозможная печатная продукция, даже одежда с изображениями известного трио. Однако вряд ли, чтобы кто-то намекнул актерам о выплате  хотя бы миллионной доли  доходов. Так что пострадал от неблагодарной системы не только Олейник и его авторские  права на произведение.
Вот такая история, удивившая Алису.
А вы как относитесь к таким вещам?
на фото:  дочь Степана Олейника рассказывает, как все было на самом деле..
Кстати, интересная штука- клички политиков того времени, народ всегда попадает в точку!

Комментариев нет:

Отправить комментарий